Президент Владимир Путин подписал закон, который легализует майнинг криптовалют в России. Закон о регулировании оборота криптовалют и майнинга в России был принят депутатами Госдумы 30 июля. Одновременно с ним был принят закон об экспериментальных расчетах в криптовалюте во внешнеторговых сделках.
Закон вступит в силу по истечении десяти дней с даты его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
В законодательстве будут закреплены понятия «майнинг», «майнинг-пул», «организация обращения цифровой валюты», определены права и обязанности участников рынка добычи криптовалюты.
Заниматься майнингом смогут включенные в специальный реестр российские юрлица и ИП. А также физлица, если не будут превышать лимит энергопотребления, установленный правительством.
При этом останется запрет на рекламу криптовалюты и различных сервисов, построенных на ее использовании. В законопроекте прописаны особые полномочия Росфинмониторинга, который будет вести специальный перечень кошельков, которые могут быть использованы в противоправной деятельности.
У правительства также будет возможность вводить ограничения на майнинг в отдельных регионах и на территориях.
«РБК-Крипто» обсудил с экспертами перспективы подписанного закона, ожидания и его влияние на российских предпринимателей.
Хотя многие критикуют закон, его появление — скорее хорошая новость, потому что индустрии давно пора выйти из тени в легальное поле, полагает основатель и генеральный директор сервиса BitOK Дмитрий Мачихин. По его словам, условия закона приведут к появлению новых крупных игроков, а у старых появится возможность легализовать доход, работая официально. Мачихин также отметил важность идентификации и безопасности криптоактивов, чтобы исключить отмывание денег через майнинг.
Несмотря на принятый закон, все еще нет полного понимания условий, в которых окажутся майнеры. «Новый закон отделяет майнинг физических лиц от майнинга организаций и ИП, однако налоговые органы должны будут прояснить этот вопрос со своей стороны», — сказал преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School, советник Lidings Дмитрий Кириллов.
Он также отметил, что возможен повышенный интерес контролирующих органов к майнинговым бизнесам, которые работали по модели хостинга или оказания услуг по обработке данных.
Все это создает определенную турбулентность, но не вносит принципиально радикальные коррективы, с которыми бизнес не смог бы справиться, полагает советник практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кристина Мкртчян. Она считает, что правовая определенность в этой сфере является положительным шагом, поскольку становятся понятны правила игры и пределы ответственности.
Помимо того, что теперь необходима регистрация для тех, кто планирует заниматься майнингом в промышленных масштабах, нужно будет легализовать созданную криптовалюту, отмечает член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Мария Телегина. Но каким именно способом будет проходить эта легализация, неясно: «К сожалению, способы легализации созданной криптовалюты данным законом не описаны. Получается, что созданная в результате майнинга криптовалюта может либо находиться на кошельках лиц, либо ее необходимо выводить за рубеж и там продавать».
Эксперты предположили выход из этой ситуации — создание собственной криптобиржи. «Легализация майнинга — логичный шаг в условиях жестких ограничений валютных операций. Параллельно подписан закон, который позволит рассчитываться криптовалютами по внешнеторговым сделкам: очевидно, следующим шагом будет создание легальной российской биржи криптовалют», — заявил главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кирилл Ляхманов.
Подписанный закон открывает новые возможности для промышленного майнинга. Как отметил владелец и гендиректор BitRiver Игорь Рунец, теперь майнеры могут строить современные энергоемкие дата-центры, развивать искусственный интеллект и блокчейн-технологии, используя свободные электрические мощности.
Закон ведет к повышению полезной утилизации попутного нефтяного газа, который, в свою очередь, будет использоваться электростанциями, питающими дата-центры для майнинга, считает Рунец. А российские нефтегазовые компании получат вариант дополнительной монетизации имеющихся энергоресурсов.
Сотрудничество майнеров с нефтегазовыми компаниями может привести к снижению негативного воздействия на экологию. До 10 млрд куб. м попутного нефтяного газа может быть полезно утилизировано через отрасль промышленного майнинга — половина от того, что ежегодно сжигается на факелах или рассеивается в атмосфере, отмечает Рунец.
«Россия с развитием майнинга, несомненно, будет лидером в этой области. Это даст сильный импульс экономике и поможет укрепить позиции страны на мировом рынке», — заключил Рунец.
Источник: cryptocurrency.tech